ислам

Дискурс о российских мусульманах в материалах Особых совещаний 1905–1914 гг.

Статья представляет собой краткий обзор пяти Особых совещаний, организованных в период с 1905 по 1914 гг. различными государственными ведомствами России по проблемам отношения власти к мусульманам. Даются сведения об участниках совещаний — чиновниках, религиозных деятелях, ученых-востоковедах, а также о повестке дня и содержании дискуссии.

Зияуддин Сардар: критический ракурс рациональной этики мусульманина-эрудита

В статье представлен обзор этического дискурса современного англоязычного мусульманского интеллектуала Зияуддина Сардара. Выросший в Великобритании в семье выходцев из Пакистана и получивший европейское образование, Сардар продолжает считать себя не только европейцем и британцем, но и пакистанцем, и мусульманином. Круг его интересов включает широкий спектр вопросов: ислам и мусульмане в современном мире, философия науки, исламская наука, перспективные исследования, социология, образование и т. д.

Ислам в восприятии российского общества: сравнительно-политический аспект

В России, в отличие от Западной Европы, не существует политического рынка, на котором было бы востребовано негативное отношение к исламу и отторжение от мусульман. Формированию такого рынка препятствуют как «автохтонный» характер ислама для России, так и специфика российской политической системы. В силу этих обстоятельств появление на политическом поле партий и движений с исламофобской повесткой маловероятно, а артикуляция негативного отношения к исламу на уровне гражданского общества затруднена.

Религиоведение и преподавание знаний о религии детям в современном Татарстане. Случай ислама

В статье анализируется ситуация с преподаванием для детей курсов по исламу в Республике Татарстан. В основе статьи лежат полевые исследования, проведенные в июне—июле 2017 г. в семи районах республики, а также анализ программ курсов с исламским компонентом, учебной литературы и отражения проблем преподавания религии в медийном пространстве.

Ислам и однобокая модернизация: «Не произошло освобождение от средневековья»

Тауфик Ибрагим в своем интервью утверждает, что основная проблема мусульман – в том, что не преодолено традиционное, средневековое понимание религии. Это понимание связано с потерей характерного для раннего ислама творческого импульса, с так называемым закрытием врат иджтихада. Возвращение к истокам – общая установка и для фундаменталиста, и для реформатора.

Круглый стол: «Что происходит в современном исламском мире: попытка концептуализации»

Основной вопрос, вынесенный на обсуждение на круглом столе, состоял в том, как изучать современные тенденции, характерные для ислама, для исламского мира, какие концептуальные подходы позволяют в наибольшей мере понять происходящее. В качестве вариантов ответов предлагались концепции исламской реформации, неомодерна, поиска исламской политической идентичности.

Исламское право в ситуации конкуренции правовых систем: случай Северного Кавказа

Цель настоящей обзорной статьи – дать читателю общее представление о текущем состоянии исследований использования религиозных норм как инструмента социального регулирования на Северном Кавказе. Действие исламских правовых норм рассматривается как проявление правового плюрализма (legal pluralism), то есть параллельного действия различных правовых систем или их отдельных правовых норм.

Кто и почему в Дагестане оправдывает насилие? Сравнительный анализ ценностных профилей дагестанских исламских религиозных групп

В статье представлены результаты количественного исследования ценностей и установок дагестанских мусульман и дается ответ на вопрос о ценностных различиях между религиозными группами, которые существуют среди дагестанцев. Также поднимается вопрос о детерминантах оправдания тех или иных насильственных действий. Согласно результатам, различия между разными группами мусульман действительно существуют, и каждой из выделенных групп соответствует ценностный профиль.

Идеология русскоязычного джихадизма до ИГИЛ: рецепция советского как рождение постсоветского радикализма

Статья посвящена теме зарождения и развития идеологии русскоязычного джихадизма, предшествовавшей той стадии джихадистского движения, которая связана с ближневосточными событиями последних нескольких лет. В статье развивается идея, что тему джихадизма в России необходимо рассматривать не столько в контексте исламской проблемы или как результат влияния из-за рубежа, сколько как пример постсоветского радикализма, который формировался на отечественной идейной и интеллектуальной базе.

Постсекулярный век неомодерна. Ближневосточный извод

Статья посвящена анализу текущей трансформации арабского мира через призму концепции неомодерна и исследованию религиозной составляющей этой трансформации. Концепция неомодерна предполагает, что современное состояние общества характеризуется завершением эпохи постмодерна и становлением новой, обозначаемой как неомодернистская. Она характеризуется сочетанием модернистского требования нового высказывания, использованием архаики для выработки содержания этого высказывания и постмодернистской игры для его конструирования.

Страницы