VARIA

Алвин Плантинга и Фома Аквинский о возможности естественного знания о Боге

Традиционно Фома Аквинский рассматривается в качестве одного из самых решительных сторонников естественной теологии как основного источника знания о Боге посредством только лишь человеческого разума.

Русский дипломат в вилайете исламских святынь в начале XX века

В статье предпринята попытка определить цели и приоритеты российской дипломатии в одном из вилайетов Османской империи — Хиджазе, где рас положены главные святыни ислама. Религия и политика были тесно переплетены в дипломатической деятельности Российской империи в этом регионе. Статья основана на анализе переписки одного из русских дипломатов, в начале XX века служившего секретарем Императорского консульства России в Джидде, Михаила Никольского.

Шабаримала: девственный бог Айяппа, гендерное равенство и споры вокруг религиозной свободы в современной Индии

Статья посвящена одному из самых громких конфликтов вокруг религии в современной Индии — конфликту в связи с культом бога Айяппы в храме Шабаримала в штате Керала (Южная Индия). Здесь сформировалась практика недопущения в храм женщин фертильного возраста, что формально обозначено возрастным периодом с десяти до пятидесяти лет. Это объясняется особенностями почитания бога в этом храме как «вечного девственника».

Проблема языков богословия в «Большой трилогии» о. Сергия Булгакова

Поскольку христианское богословие для формулирования вероучительных истин с необходимостью прибегает к использованию категориального аппарата исторически сложившихся философских традиций, постольку объективно существует проблема языков богословия. Эта проблема связана прежде всего с выявлением их корректной соотносимости, необходимой для сохранения единства церковного Предания. Указанная проблема особое значение приобрела для русской богословской традиции XIX–XX вв.

«Возвращение украденных латинских душ»: политика полонизации православия в межвоенной Польше

На основе польских архивных материалов раскрывается политика властей II Речи Посполитой в отношении православия и практика ее реализации в северо-восточных регионах страны накануне Второй мировой войны. Польские чиновники опасались, что СССР использует Православную церковь для вмешательства во внутренние дела Польши и поэтому усиливали государственный контроль за православием на ее восточных рубежах. Частью такой политики была дерусификация и полонизация православия.

Значение «символов» Вечери Господней в конфликте пастора Ральфа Уолдо Эмерсона с приходом

В статье исследуется конфликт между Ральфом Уолдо Эмерсоном и приходом унитариан «Вторая церковь» в Бостоне 1832 года. Анализ проповеди Эмерсона, в которой он выступил против Причастия, демонстрирует сущность разногласий между прихожанами одного из старейших приходов Массачусетса в отношении истинной природы Христа и значения хлеба и вина Причастия. Мы стремились выявить то, как пастор предвосхищал предполагаемую реакцию своих слушателей в момент создания проповеди. К исследованию было привлечено «Эссе о Вечере Господней» преподобного Ф.

О религиозном методе Игнатия Лойолы в «Духовном дневнике»

Цель статьи — в попытке прояснения метода «духовного умопостижения» Игнатия Лойолы. Проведенный анализ показывает, что данный метод обусловлен традицией и основан на том, что акты индивидуального сознания мыслятся как имеющие не его собственное, но «божественное» авторство. Авторами рассматривают «Духовные упражнения» Игнатия, а также тексты Лудольфа Саксонского и Иоанна де Каулибуса. Источником, содержащим описание результатов применения этого метода, является написанный самим Игнатием «Духовный дневник».

Текст Писания и религиозная идентичность: Септуагинта в православной традиции

В полемике православных богословов с иудеями, протестантами и католиками Септуагинта нередко играет роль «знамени православия». Однако, как показано в статье, положение дел намного сложнее: на протяжении всей истории православной традиции яростная полемика против «испорченной» еврейской или латинской Библии сосуществовала, например, с цитированием еврейских чтений у ранневизантийских Отцов или с использованием Вульгаты при правке церковнославянской Библии. Гомилетические задачи играли здесь намного более важную роль, чем собственно текстологические принципы.

Диалектика секуляризации в России: к оценке «Истории русской философии» Василия Зеньковского

В статье подробно обсуждается вопрос о методах и концептуальной рамке для анализа диалектики секуляризации в истории русской философии. Обращение к русской философии в контексте исследований секуляризации становится особенно актуальным после выхода фундаментальной работы Чарльза Тейлора «Секулярный век», в которой исследователь подчеркивает роль метафизики в становлении западного секуляризма.

Становление «церковной субъектности» в России на примере нормативных текстов о православном духовенстве (XVIII–XIX вв.)

В статье прослеживается изменение образа православного духовенства в России в период с конца XVIII до середины XIX в. Рассматривается трансформация субъектности этой социальной группы на основе присутствующих в нормативных текстах способов ее идентификации и самоидентификации. Если в конце XVIII в. священник воспринимался как актор в ситуации гомогенного общества, который не сталкивается с социальными барьерами, то в течении XIX в. общество начинает описываться через противопоставления церковного и гражданского, церковного и светского и т. д.

Страницы