VARIA

Вера Льва Толстого: тождество состояния и содержания

В статье рассматривается вера Толстого в единстве двух сторон: как состояния ее носителя и как ее содержания и вытекающих из него жизненных принципов. Показано, что Толстой одновременно и в одном и том же отношении был как носителем веры, так и ее исследователем, следовательно, ее адекватная интерпретация возможна только в том случае, если она учитывает принципы, установленные им для самого себя, а не исходит из какого бы то ни было внешнего понимания веры.

«Мы теперь перед собой видим две церкви». Переходы в старообрядчество Белокриницкого согласия и особенности мультиправославного религиозного ландшафта после 1905 года

Данная работа ставит целью исследование той практически уникальной религиозной ситуации, которая сложилась после издания Указа «Об укреплении основ веротерпимости» в 1905 году, когда в одном географическом пространстве Российской империи оказались единовременно легально представлены две полноценные независимые православные структуры. В частности, ниже рассматриваются материалы, касающиеся перехода прихожан господствующей синодальной церкви, а также аффилиатов некоторых беспоповских толков, в старообрядческое поповское Белокриницкое согласие.

Этнография и эротика в Русском Туркестане

Гендерные исследования — актуальная область исторической науки, однако соответствующих работ применительно к мусульманским окраинам Российской империи еще недостаточно. Настоящая статья посвящена репрезентациям мусульманок в дореволюционном Туркестане. Анализируются практики этнографического описания, игравшие для Российской империи определяющее значение, наделяющие власть знаниями о народах и территориях. Отдельно рассматриваются и сравниваются государственный фотопроект «Туркестанский альбом» и независимое сочинение путешественника Г.

Немти и золото: религиозное насилие и семантика наказания в древнеегипетской сказке

В статье рассматривается мотив увечий в связи с наказанием в древнеегипетской сказке и его воплощение в рассказе о паромщике Немти. Отдельно приводятся сюжеты потери частей тела и замены/превращения их в золото. С опорой на труды В.Я. Проппа выстраивается модель события, инициирующая развитие действия в сказке и в мифе. Попутно делается указание на философский аспект мотива увечий (на основании трудов М.М. Бахтина, Ж. Батая и Р. Жирара).

Алвин Плантинга и Фома Аквинский о возможности естественного знания о Боге

Традиционно Фома Аквинский рассматривается в качестве одного из самых решительных сторонников естественной теологии как основного источника знания о Боге посредством только лишь человеческого разума.

Русский дипломат в вилайете исламских святынь в начале XX века

В статье предпринята попытка определить цели и приоритеты российской дипломатии в одном из вилайетов Османской империи — Хиджазе, где рас положены главные святыни ислама. Религия и политика были тесно переплетены в дипломатической деятельности Российской империи в этом регионе. Статья основана на анализе переписки одного из русских дипломатов, в начале XX века служившего секретарем Императорского консульства России в Джидде, Михаила Никольского.

Шабаримала: девственный бог Айяппа, гендерное равенство и споры вокруг религиозной свободы в современной Индии

Статья посвящена одному из самых громких конфликтов вокруг религии в современной Индии — конфликту в связи с культом бога Айяппы в храме Шабаримала в штате Керала (Южная Индия). Здесь сформировалась практика недопущения в храм женщин фертильного возраста, что формально обозначено возрастным периодом с десяти до пятидесяти лет. Это объясняется особенностями почитания бога в этом храме как «вечного девственника».

Проблема языков богословия в «Большой трилогии» о. Сергия Булгакова

Поскольку христианское богословие для формулирования вероучительных истин с необходимостью прибегает к использованию категориального аппарата исторически сложившихся философских традиций, постольку объективно существует проблема языков богословия. Эта проблема связана прежде всего с выявлением их корректной соотносимости, необходимой для сохранения единства церковного Предания. Указанная проблема особое значение приобрела для русской богословской традиции XIX–XX вв.

«Возвращение украденных латинских душ»: политика полонизации православия в межвоенной Польше

На основе польских архивных материалов раскрывается политика властей II Речи Посполитой в отношении православия и практика ее реализации в северо-восточных регионах страны накануне Второй мировой войны. Польские чиновники опасались, что СССР использует Православную церковь для вмешательства во внутренние дела Польши и поэтому усиливали государственный контроль за православием на ее восточных рубежах. Частью такой политики была дерусификация и полонизация православия.

Значение «символов» Вечери Господней в конфликте пастора Ральфа Уолдо Эмерсона с приходом

В статье исследуется конфликт между Ральфом Уолдо Эмерсоном и приходом унитариан «Вторая церковь» в Бостоне 1832 года. Анализ проповеди Эмерсона, в которой он выступил против Причастия, демонстрирует сущность разногласий между прихожанами одного из старейших приходов Массачусетса в отношении истинной природы Христа и значения хлеба и вина Причастия. Мы стремились выявить то, как пастор предвосхищал предполагаемую реакцию своих слушателей в момент создания проповеди. К исследованию было привлечено «Эссе о Вечере Господней» преподобного Ф.

Страницы