паломничество

От «народной религиозности» к «проживаемой религии»: дискуссия в польской антропологии религии

Статья посвящена теоретической дискуссии вокруг ключевых терминов современной польской антропологии религии — «народная религия» («народная религиозность») и «проживаемая религия». Автор характеризует тенденцию последних десятилетий как переход от первого термина ко второму. Показано, что смена подходов и терминов связана с трансформацией самого польского общества, в частности, того, что считалось «традиционной крестьянской культурой», с которой ассоциировалась «народная религиозность».

Управление чувственными формами: оптимизация, максимизация и эффективность. Торжество в Кальварии Пацлавской

В статье описывается паломничество в Кальварию Пацлавскую, римско-католическую святыню на юго-востоке Польши, на праздник Успения Пресвятой Девы Марии. Основной акцент делается на чувственный аспект отношения верующих с Божественным и на сенсуальные формы, являющиеся посредниками в этом отношении. Автор анализирует процесс управления паломничеством, организуемым кальварийскими руководителями, т.е. светскими людьми, которые формируют паломнические группы, ведут их в Кальварию и составляют план участия в торжествах.

Бакинский «бескостный» святой: мусульманское паломничество в секулярном городе

Бакинский «бескостный» святой: мусульманское паломничество в секулярном городе

Цель данной работы — анализ трансформации шиитской традиции в секулярном контексте постсоциалистического города Баку. В статье рассматривается трансформация смыслов и практик, связанных с традиционными святыми местами (зияраты, пиры) в Азербайджане. В центре — вопрос о роли властей и о взаимоотношениях целителя-чудотворца и индивида паломника в контексте современного города.

Конструирование священных мест в мультикультурной среде: пример святилища «Зайде Башче» в Нише (Сербия)

Особенности культуры соседства, которая формирует культурную мозаику на Балканах, проявляются на разных уровнях, в том числе на уровне народной религиозности. Большое внимание в этом контексте уделяется практикам паломничества, феномену народных святилищ как мест, где возможны отправления совместных практик. Рисунок взаимодействия между сообществами — носителями различных культурных традиций вариативен и изменчив. В данной работе мы обращаемся к одному из примеров святилищ, которое служит местом совместного паломничества мусульман и христиан.

Cвятилище в частной собственности: источник Св. Георгия в Велико-Тырново (Болгария)

«Место, где Бог по‑особому прикоснулся к земле»: интернациональность и интеркультурность Междугорья

С иконами и песнопениями, или епископ, сбежавший от своих прихожан. Массовые паломничества в России эпохи Сталина и Хрущева

Паломничества в монастыри и к другим святым местам были традиционной религиозной практикой среди православных верующих до 1917 года. Несмотря на провозглашение советским правительством государственного атеизма, эти практики исчезли только во время массового террора 1930 - х гг. Однако в ходе Второй мировой войны, когда Сталин изменил свою политику в отношении религий, верующие возобновили практику паломничеств. В статье рассматривается паломничество к знаменитому монастырю «Коренная пустынь» вблизи города Курска. В период с 1944 г. и вплоть до начала новой антирелигиозной кампании при Н.