буддизм

Сангха в эпоху упадка. Реакции российских буддистов на Русскую революцию и Гражданскую войну

Бурятские буддисты, которые составляли большую часть буддийского населения бывшей Российской империи, не остались в стороне от революционных событий. Светский сегмент бурятского общества рассматривал падение монархии как возможность избавиться от колониального наследия, в том числе и от дискриминации их религии. Однако уже в 1918 году расхождение во взглядах светской и клерикальной частей бурятского общества становится очевидным.

Религия и идентичность в Бурятии: конкуренция православия и буддизма в позднеимперский период (на материалах санкт-петербургских архивов)

В статье исследуется политическая значимость религиозной идентичности в контексте конкуренции между православием и буддизмом в бурятском духовном пространстве в XIX — начале XX вв. Xристианизация бурят, а также других нерусских подданных империи в отдаленных регионах России представлялась необходимым инструментом укрепления границ империи в условиях угрозы со стороны Цинского Китая. Если крещение предбайкальских (западных) бурят-шаманистов было достаточно успешным, по крайней мере формально, то большинство забайкальских бурят оставались стойкими буддистами.

Конституционная теократия Лубсан-Самдан Цыденова: попытка создания буддийского государства в Забайкалье (1918–1922)

Переосмысление мотива смерти в произведениях жанра киберпанк: религиозные тропы

Тема статьи — религиозная составляющая понимания смерти в рамках научно-фантастического жанра .киберпанк.. Авторы этого направления, появившегося в 1980‑е годы в США, стремились переосмыслить устоявшиеся к тому времени каноны жанра фантастики, отражавшие, в свою очередь, определенный культурный код. В предшествующие периоды массовое искусство в целом сохраняло христианскую традицию восприятия смерти как шанса на воскресение и вечную жизнь.